Вход


Здесь должна быть Ваша реклама!
Пишите нам: promo@yumshan.ru

RealMusic.ru - Музыкальный хостинг. Размещайте слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

RealMusic.ru - Музыкальный хостинг. Размещайте слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

Пользовательского поиска

Rambler's Top100
Тунсыко



Календарь. . ОШТОЛЭЗЬ (апрель)

Ваша оценка:
01 Апреля •    

ОШТОЛЭЗЬ (апрель)


ГЛАВНЫЕ ДАТЫ.

1-ти оштолэзь 

Серекъян нунал. Сое портэм шаеръёсын улисьёс портэм сямен пусъё. Великобританиын ог-огзэс орекчало чукна гинэ, нош Шотландиын кык нунал но дась серекъяны, пояськыны, шулдыръяськыны. 

Профессор студенткалэсь юа:

– Вералэ ай, «яратисько» глагол вуоно дырын кызьы луоз?

– Яратисько – бызё.

 

Одиг атас мукетызлы шуэ:

– Ойдо лавкае ветлом.

– Малы?

– Гольык курегъёсты учкыны.

 Кык воргоронъёс Москвае мыниллям но – туж сиемзы потыны кутскем. Адзо- ресторан. Пырыны медо вылэм но – та, пе, кунгож сьорысь куноослы гинэ. Учко: адямиос лыкто но кунзылэсь нимзэ вераса пыро.

Огез лыктэ, вазе: «Уругвай». Мукетыз: «Парагвай». Та воргоронъёс но вордскем гуртъёссэс верано кариськиллям. Огез лыктэ: «Марым, Карамбай». Мукетыз шуэ: «Марым, Лудорвай».

Пыриллям но сиськиллям.

(Басьтэмын «Кенеш» журналысь, № 5–6, 2002 ар)

 27-ти оштолэзь 2007 ар – Россиысь финн-угор калыкъёслэн лулчеберетсыя центрзылэн вордскем нуналыз

 Кема аръёс чоже Коми элькунын ужа финн-угор калыкъёслэн культуразыя центр. Отысь онерчиос тыршо кусыпъёс тупатыны Россиысь портэм улосъёсын, кунгож сьорысь выжы калыкъёсын. Коми центрлэн ужамез адзем карымон луиз быдэс кунлы – финн-угор калыкъёслэн культуразыя Росси центр усьтиськиз. Россиысь котькуд финн-угор улосысь онерчиослэсь кылдытэмын кенеш. Кенешлэн ёзчиосыз программаос но проектъёс, грантъёс гожтон бордын ужало. Огазеяськонын кылдытэмын ивор волмытонъя «Финноугория» центр (www.finnougoria.ru). Росси центр 2008-ти арысен поттыны кутскиз «Финноугория. Этнический комфорт» нимо журнал, юрттэ Коми шаерлы «АРТ» журналзэс поттыны, озьы ик финн-угор кылъёсы берыктэм ужъёсын «Черёмуховая река» нимо альманах, драматургъёслэн произведениосынызы бичет дася. Озьы ик, юрттэ ужрадъёс ортчытыны, крезьгур инструментъёсты лэсьтись, вашкала киужъёсын вырись кибашлыослы.

http://www.finnougoria.ru/about/index.php

 

12-ти оштолэзь 1990 ар – кылдытэмын кырзанъя но эктонъя «Айкай» кун театр.

 Павел Камашев, «Айкай» театрысь артист:

Мон  «Айкай» театре 2001-ти арын лыкти. Эше Олег Бимаков вераз – контрабасэн шудись, пе, кулэ «айкайёслы». Крезьгуро арбериосын шудыны быгатэмме учкизы-кылзизы, ужаны кутизы. Паймоно кадь, сокем капчиен мон татысь артистъёсын эшъяськи. Соос мыным семья кадь потизы, нош монэ асьсэлэн пизы каризы. Бадзым артистъёсын ужаны кылдиз шуыса, туж данъяськисько. Татысен ик мон аслым кузпал но шедьти. Портэм шаеръёсы вуылиськом, котькуд кун паймытэ. 2008-ти арын Кипре вуылим. Мыным отын туж кельшиз – отчы ветлэме али ке но уйвотын кадь потэ. Отын ортчиз ЮНЕСКО огазеяськонэн радъям фольклор фестиваль. Со люкаське ини дас куинь ар чоже, нош Россиысь нокыче ансамбль но отчы пыриськылымтэ. «Айкай» кун театр Россилэсь, нош соин валче Удмуртилэсь данзэ утиз нырысьсэ. Отын улись калыкез ми бакомытыса кельтимы, соослы туж кельшиз кырзаммы-эктэммы. Бен, Удмурт шаер сярысь отын уг тодо. Но ми соку ик тодазы вайытим Чайковскиез но Калашниковез. Озьы Удмурт шаерез син азязы пуктизы. 

 

 

 

 

 

 

 

  4-ти оштолэзь 1898 ар - вордскиз нырысетиез удмурт поэтесса Ашальчи Оки

 5-ти оштолэзь 2007 ар – Чушъялова сузэръёслэн "Тон кытын меда?" нырысети альбомзы потиз (пыртэмын Анастасия но Ирина Чушъяловаослэн но Дмитрий Загребинлэн кырзанъёссы)

10-ти оштолэзь 2008 ар – Авиатор уй клубын «Perepechki Клаудии» нимо ческыт жыт ортчиз. Удмурт эктонъёсты быдэсъяны мылкыд карисьёслы нимысьтыз дышетон радъямын вал

 10-ти оштолэзь 1931 ар –Ижкарын усьтиськиз дышетисьёсты дасянъя институт –али Удмурт кун университет.

 10-ти оштолэзь 1970 ар – Пол Маккартни «Битлз» группаысь кошкемез сярысь ивортиз. Ливерпульысь кырзасьёслэн тодмо группазы куашказ

 12-ти оштолэзь 2008 ар – Казаньын ортчем «Между Волгой и Уралом» чошатсконын Воткинскысь дышетисьёсты дасянъя колледжысь «Сайкан» ансамбль 1-ти инты басьтиз

16-24-ти оштолэзь 1984 ар – Удмурт кун университетсь «Чипчирган» ансамбле ветлисьёс вуылизы Эстоние – Тартуысь этнографической музейлы 75 ар тырмон юбилейзэ пусъён ужрадэ пыриськизы

 16-ти оштолэзь – вордскем нуналзэ пусъе Udmurt People огазеяськонлэз кылдытись  Денис Корнилов

 18-20-ти оштолэзь 2008 ар – выли модая «Этно – Эрато» калыккуспо конкурс аслаз программаяз пыртиз финн- угор номинациез

 18-19-ти оштолэзь 2009 ар – "Урал кенешлэн" ёзчиосыз вуылизы Пичи Пурга ёросын улисьёс доры куное

 19 оштолэзь 1987 ар – Америкаын улисьёс тодматскизы Симпсонъёслэн семьязы сярысь выль мультфильмен. Паськыт волмиз трос мукет кунъёсы но. 

 23-ти оштолэзь 1958 ар – югдурез утёнысь кивалтисьёс нырысьсэ мечак веразы: К.Гердлэн нокыче янгышъёсыз ой вал, писательлэн чылкыт нимыз берыктэмын (реабилитировать каремын)

 24-ти оштолэзь 1935 арИжкарын усьтиськиз Мунё театр

 26-ти оштолэзь 2009 ар – Ижкарысь одигаз йогая центрын Кучыран Юрилэн «Кучыран вотъёс» нимо крезьгуро дискезлэн презентациез ортчиз

 29 оштолэзь 2009 арДима Загребин ортчытиз Fashion club-ын нырысетизэ удмурт позыръяськон. Ужрад «Эксей жыт» нимаськиз

 30-ти оштолэзь 1940 ар – Вотка карын П.Чайковскийлэн улэм юртаз усьтизы музей



Комментарии

 Имя
 E-mail
Сообщение:

Отправить 
1
Как создавался Айкай   11/04/14 09:54:32
12 апреля 1990 года появился на свет знаменитый фольклорный коллектив «Айкай».
Беседуем с создателем коллектива «Айкай»
Даниловым Виктором Геннадьевичем.

Как создавался «Айкай»?

Рассказывает Виктор Данилов: Первоначально коллектив «Айкай» был создан как творческая «мастерская» Удмуртского фольклорного искусства. Тот фольклор, который нашему зрителю навязывали со сцены в советское время, мягко говоря, не соответствовал своему названию. Наверно именно по этой причине артистам фольклорного жанра хотелось вернуть настоящий фольклор на сцену, тот фольклор, который еще был жив в глубинке нашей республики и соседних с нами республик.
В советское время, как известно мы страдали гигантоманией. Нам хотелось иметь все в больших количествах и размерах. Так создавался стереотип гигантомании и в культуре. Ансамбли песни и танца, ансамбли песни и пляски, все были на одно лицо, группа хора, танцевальная группа и оркестр.
В 1988 году, после гастролей по Японии, некоторые артисты ансамбля «Италмас» поняли, что для того, чтобы творить, необходимо создать новый коллектив, и с его помощью обратить свой взор в самый корень фольклора. Поездка в Японию дала толчок в сознании артистов ансамбля «Италмас», а вернее ту часть, в количестве 24 человек, которая ездила на гастроли в Японию. Группу артистов из ансамбля «Италмас» очень хорошо принимал зритель страны восходящего солнца. Однако мы знали, что показываем на сцене не то, что хотели бы. Очень хотелось заниматься изучением настоящего фольклора не только для самопознания, но и для того, чтобы о культуре нашего народа узнали далеко за пределами нашей республики и страны. Тот прототип фольклора, который мы привыкли видеть на сцене в советские годы, достаточно набил оскомину.
Именно для того, чтобы поднять забытый в советское время фольклорный пласт удмуртского национального искусства по моей инициативе 12 апреля 1990 года был создан Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай». А произошло это так.
Со своей идеей о создании нового фольклорного коллектива я поделился с Николаем Широких. Николай Александрович в то время был музыкальным руководителем оркестра Государственного ансамбля песни и танца «Италмас», а я был артистом этого оркестра. Моя идея Николаю Александровичу понравилась, и мы начали потихоньку обрабатывать уже известных в то время артистов хора, - им эта идея тоже понравилась. Таким образом, от ансамбля «Италмас» отделилась достаточно большая группа артистов хора и оркестра: я, артист оркестра Виктор Данилов, артистка оркестра Людмила Данилова, Заслуженный артист России Николай Широких, артистка оркестра Валентина Широких, Народный артист Удмуртии Евгений Серебренников, Заслуженная артистка Удмуртии Валентина Серебренникова, Заслуженный артист России Геннадий Кузнецов, артистка оркестра, ныне Заслуженная артистка Удмуртии Таисия Кузнецова, Заслуженная артистка Удмуртии Анна Прокопьева, артист Николай Прокопьев, артистка, ныне Народная артистка Удмуртии Светлана Смагина, Иван и Галина Осиповы, артист Владимир Мальцев. Также в коллектив были приглашены: Заслуженный деятель искусств России, народный артист Удмуртии Геннадий Корепанов - Камский, Валентина Пудова – ныне Заслуженная артистка России.
Через средства массовой информации было объявлено о наборе артистов для создания фольклорного коллектива на конкурсной основе. Таким образом, артистами Театра «Айкай» стали: Людмила Наговицына, Светлана Ковальногих, Александр Тубылов и другие.
Именно так сформировался основной костяк коллектива, на основе которого и был создан театр фольклорный песни «Айкай». Его художественным руководителем стал Заслуженный артист России Николай Александрович Широких, а директором я, Данилов Виктор Геннадьевич.
Я до сих пор удивляюсь, как известные артисты рискнули уйти из ансамбля «Италмас». Видимо настолько велико было желание творить настоящее искусство.
Мы прекрасно понимали, как тяжело будет руководителю ансамбля «Италмас», Мамонтову Анатолию Васильевичу, после ухода такого количества сильных артистов. Чисто по - человечески его было жаль, но у нас была высокая цель и она оправдывала средства.
Николаю Александровичу Широких, после увольнения из ансамбля «Италмас» скучать не пришлось. Он скрупулезно занимался подбором репертуара для нового коллектива. Мне досталась не менее тяжелая работа. Я занимался «легализацией» коллектива.
Первоначально мы хотели примкнуть к какому нибудь дворцу культуры. Обращались с этим предложением к директору дворца культуры «Металлург», но вовремя поняли, что этот путь приведет нас к самодеятельному искусству.
Что делать? Денег нет, инструментов нет, костюмов нет, помещения нет, есть только огромное желание творить. И я решил обратиться в Союз композиторов Удмуртии. Меня поддержал его председатель Шабалин Николай Михайлович. Он дал согласие организовать фольклорный коллектив при Союзе композиторов Удмуртии.
Помимо Шабалина Н.М. большую поддержку в то время оказали: композитор Геннадий Михайлович Корепанов – Камский (который в дальнейшем стал его солистом) и, на тот момент, председатель Рескома профсоюзов работников культуры Удмуртии Корепанов Геннадий Семенович.
В то время, как наши артисты думали о репертуаре и его стиле, мы оформляли официальные документы. Шабалин Николай Михайлович занимался сбором подписей членов Правительства, что никто из них не возражает против создания нового фольклорного коллектива. Это сейчас все просто, в течение пяти дней может быть зарегистрирована любая организация, которая будет заниматься деятельностью, не противоречащей законодательству. А в то время все было намного сложнее.
Геннадий Михайлович Корепанов - Камский своим авторитетом давил на сознание государственных деятелей, что назрела необходимость в организации нового коллектива на основе государственного финансирования. И у него это получилось – через Министерство культуры Удмуртии нам выделили сорок тысяч рублей старыми советскими деньгами. Для нас это была победа. Но долго радоваться не пришлось, так как выделенные на создание нового коллектива деньги из Министерства культуры Удмуртии уплыли в направлении ансамбля «Италмас». Больше мы об этих деньгах ничего не слышали.
Вот тогда у нас исчезли всякие иллюзии по поводу того, что государство нам будет помогать. Заниматься поиском денежных средств, так необходимых для пошива костюмов, изготовления рекламы, покупки инструментов и т.д., пришлось мне. И мне это удалось.
Нашлись организации, которые рискнули вложить средства в будущий коллектив. Дали большие, на то время, деньги в долг: артист Геннадий Кузнецов, мой брат Сергей Кузнецов.
Я не буду называть суммы, которые были перечислены на расчетный счет коллектива «Айкай», но в преддверии юбилея хотелось бы особенно отметить бывшее руководство Сарапульской обувной фабрики, директора фирмы «Востокнефтегазэлектромонтаж» - Серова Вячеслава Николаевича, бывшего директора «Ижкредобанка» - Оленева Сергея Борисовича, руководителя Удмуртского Республиканского комитета профсоюзов работников культуры - Мандрыгина Льва Леонидовича, батюшку из Троицкого Собора (на их деньги были куплены музыкальные инструменты для коллектива «Айкай», пошиты первые концертные костюмы и обувь, заказаны первые афиши). Поблагодарить сотрудников Удмуртского института истории и литературы Уральского отделения РАН за помощь в изучении обрядов, обычаев и особенностей удмуртского костюма.
Все музыкальные инструменты, такие как баян «Аппассионата», стоимость которого в то время превышала стоимость трех автомобилей марки «Москвич», все струнные инструменты были изготовлены частными мастерами. Первые концертные костюмы были пошиты в мастерской Заслуженного работника культуры Удмуртии Марины Барт в г.Москва, а домотканые костюмы покупались в деревнях и селах Удмуртии. Все это стоило огромных денег. Никто тогда не мог предположить, что с поставленной задачей мы справимся так быстро. Возможно, нам помогали звезды (Театр «Айкай» был зарегистрирован 12 апреля 1990 года – в День Космонавтики).
Пока я готовил коллектив к большой сцене, закупая все необходимое, его артисты готовились к первому концерту. Как известно, для этого нужны инструменты и костюмы. Так вот, первый концерт коллектива «Айкай» состоялся через месяц после его создания. Это выступление состоялось в конференц - зале Рескома профсоюзов Удмуртии. Костюмы и инструменты для выступления были взяты на прокат в Удмуртском государственном университете. Наши еще изготавливались. Думаю, этот первый концерт был для всех его участников самым волнительным. По большому счету, это и была заявка на жизнь нового в Удмуртии фольклорного коллектива.
Спустя несколько месяцев, наш коллектив был приглашен на вечер - встречу с итальянской делегацией в городе Ижевске. После этой встречи «Айкай» должен был поехать в Италию по приглашению мэра одного из городов Италии, но, по банальной причине, не смог выехать. Просто не было билетов. Даже деньги нашлись – их выделил Австралийский бизнесмен, родители которого были из русских эмигрантов.
Дальше были и другие приглашения. На дорогу и проживание за рубежом необходимы были серьезные средства, а наше родное Министерство культуры никак не желало нам помогать, ссылаясь на то, что мы принадлежим не государству, а Союзу композиторов, куда нам и рекомендовало обращаться за финансовой помощью.
Заработать самостоятельно, за счет концертной деятельности, на развитие коллектива и поездки было не реально, а постоянно ходить с протянутой рукой желания не было. Тогда я принял волевое решение. На свой страх и риск, в 1991 году создал частное предприятие и занялся коммерческой деятельностью, направляя заработанные средства для финансирования молодого коллектива «Айкай».
В конце 1991г., буквально перед самым новым годом, мне, с помощью моей коммерческой команды, удалось заработать большие деньги. В результате чего удалось купить квартиру семье заслуженного артиста России Геннадия Кузнецова. Определенную сумму я положил на депозит в коммерческий банк «Восток» на имя коллектива «Айкай». Полученных дивидендов должно было хватать на компенсацию заработной платы и другие расходы по содержанию коллектива в течение десяти лет. Но в связи с высокой инфляцией в начале девяностых, зарезервированные мной деньги для театра «Айкай», потеряли свою ценность. Но, не смотря ни на что, «Айкай» развивался и укреплял свои позиции.
В начале 1992 года «Айкай» был приглашен руководством Красного креста на гастроли в Монголию. Можно сказать, что гастроли удались.
В сентябре 1992 года я был приглашен руководством Министерства культуры Удмуртии на должность директора Государственного русского драматического театра им. В.Г. Короленко и мне пришлось оставить должность директора театра фольклорной песни «Айкай». На мое место пришел Корепанов Геннадий Семенович. У театра «Айкай» поменялся учредитель, им стала моя частная фирма. «Айкай» перебрался из здания Союза композиторов в здание театра им. В.Г.Короленко.
В 1993 году театр «Айкай» выехал в Швецию по приглашению фольклорного коллектива «Филокорос».
В 1994 году состоялась поездка в Венгрию по приглашению члена Венгерского Парламента и пастора протестантской церкви Хайду Золтона.
Летом этого же года состоялась поездка в Швецию на фольклорный фестиваль. Все эти поездки я финансировал из собственных средств. С 1994 года у театра «Айкай» стало два учредителя – моя частная фирма и Министерство культуры Удмуртии. Постепенно театр «Айкай» приобретал статус государственного коллектива.
В 1995 году состоялась поездка на фольклорный фестиваль в Италию и Швейцарию. В дальнейшем были поездки в Венгрию, Харватию и другие страны, бессчетное количество концертов по Удмуртии и России. Все это сделало Удмуртский театр фольклорной песни «Айкай» известным и знаменитым. «Айкай» становится лауреатом Государственной премии Удмуртии.
Лично меня затянула рутина забот о Русском драмтеатре им. В.Г.Короленко, и я уже не мог активно участвовать в жизни нашего «Айкая».
В 2003 году Министерство культуры стало единственным учредителем театра «Айкай» по многочисленным просьбам его руководства. Я отдал свою долю министерству культуры Удмуртии безвозмездно. В данный момент его художественным руководителем является талантливый человек, обладающий большими знаниями в области удмуртского фольклора, заслуженный артист России Евгений Серебренников, а его директором является мой однофамилец, заслуженный работник культуры, лауреат Государственной премии Удмуртии - Петр Данилов. Созданные им замечательные костюмы зритель видит на концертах театра «Айкай».
Почему я так подробно рассказываю о времени становления «Айкая» - потому, что об этом вряд ли знают его ценители, а я считаю это важной страницей истории коллектива.
И в заключении я хочу сказать, что идея создания мобильного, высоко - профессионального коллектива осуществилась на сто процентов!

12 апреля 2005 года.
2
Настоящее   24/04/13 08:28:28
Разночтение с днем рождения Акилины Григорьевны Векшиной, она же Ашальчи Оки, на данный момент можно считать разрешенной.
Родилась она действительно 4 апреля 1898 года, но по юлианскому стилю, что по современному григорианскому стилю равняется 16 апреля.
Доказательством служит запись о рождении Акилины в метрической книге Христорождественской церкви с. Грахово.

Таким образом, общепринято отмечаемый день рождения Ашальчи Оки 4 апреля не соответствует действительности. Прошу указывать во всех источниках именно 16 апреля.

"Рождение - 4 апреля, крещение 5 апреля. Имя - Акилина. Деревни Кузебаевой крестянин из вотяков Григорий Тимофеев и законная жена Дария Никифоровна, православные."