Вход


Здесь должна быть Ваша реклама!
Пишите нам: promo@yumshan.ru

RealMusic.ru - Музыкальный хостинг. Размещайте слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

RealMusic.ru - Музыкальный хостинг. Размещайте слушайте и скачивайте музыку в mp3 бесплатно.

Пользовательского поиска

Rambler's Top100
Тунсыко



Блоги. Yumshan. Праздник « Г е р б е р ». Сценарная ориентировка театрализованного представления «Дорога к Солнцу»

Ваша оценка:
0.0
18 Марта • Yumshan   

Праздник « Г е р б е р ». Сценарная ориентировка театрализованного представления «Дорога к Солнцу»


Праздник
« Г е р б е р ».
 

Сценарная ориентировка

театрализованного представления

«Дорога к Солнцу»

                                        д.Варни
Дебесского района
_________  2006 года.
 
В представлении действуют:
Ведущий-Современник
Ведущий - Человек из прошлого
Буба – жрец, старец.
Добрые хозяева (мужчины в белых одеждах) – 25 чел.
Добрые хозяйки («Зардон», «Байгурезь») – 50 чел.
Гербер-сяська («луговые цветы», дети)– 50 чел.
 
Пролог. 7 мин.
  • На сценической площадке и на поляне возле нее участники представления приготовились к встрече гостей.
  • Это феерическая встреча – активизация представителей делегаций в сопровождении вокальной композиции – гостевых частушек.
  • Финал композиции – 2я часть «Шудкурона».
  • В финале танцевальной импровизации на конструкции-заднике движущиеся кубы формируют рисунки – гора Байгурезь и гора Галанча. 
 
Эпизод «Добрая земля».
  • Звучит фонограмма лирического характера.
  • Справа вдоль сценической площадки к центру движется мини-трактор Т-25 с плугом, пропахивая борозду. Слева – 3 человека в исторических костюмах ведут лошадь, также пропахивая борозду.
  • Встречаясь в центре 2 человека – 1 выходит  из кабины трактора другой «от лошади» поднимаются на сцену.
  • Мы слышим их голоса: «Экекек! Гыронмыы но  быриза, а-мара!», «Ну вот, закончили пахоту!»
  • Далее они обращаются к зрителям – это ведущие.
 
Ведущий (удм.):

Зечесь-буресь, зеч калыкъёс!Чебер нылъёс, таза пиос, дядяйёс, апайёс, гуртоос но лыктэмъёс – Вань зеч калыкъёс. Умой адямилы- зеч нунал!

Ведущий (рус.)

День сегодня по-настоящему добрый, потому, что вокруг царят добрые улыбки, приветливые взгляды и хорошее настроение.

Ведущий (удм.)

Таче зечь нуналэ Вань малпаньес быдэсмо! Таче умой нуналэ вуно Вань шуг-секэтъес! Таче шулдыр нуналэ ваньмыз курадзытэк сетиське, Вань ужъес капчиен быдэсмо.

Шулдыр нуналэн, зечь калыкъес! Шулдырьяськонэн тиледыз!
Ведущий (рус.)
Добрый день, люди добрые! С праздником вас!
 

·         «Дебесский хоровод» - 1 куплет и припев.

 
Ведущий (рус.)

Добрая земля у нас. Уж почитай 3 века на земле этой люди живут. И нет для них места прекрасней, чем земля наша родная.

 
  • Первая платформа «Беглецы, солдаты, битва»
 
Ведущий (рус.)

Теперь мало кто вспомнит, кто первым сюда пришел, и откуда это чуднОе название у села. Да только поговаривают, что сбежали в эти глухие места мятежники с Воткинского завода, и, обстроившись, стали жить. Только обнаружили беглецов пущенные по следу солдаты, и завязалась кровавая битва.

 
Ведущий (удм.)

Эрик понна вал ожмаськон

Удмурт понна, музъем понна

Беглой калык, пегзем калык,

Оже жутскиз тир кутыса

 
Ведущий (рус.)

Захватить селение не удалось. И солдаты, оправдывая свое отступление, говорили: там не люди, там бесы живут. С тех пор и повелось это место называть «где бесы живут».

 

·         Вторая платформа: «священник, царь, солдат, дьячок, дети, стол, утварь, скамейка, угол избы, икона»

 

В давнее екатерининское время через Дебесы до Кунгура пролегла дорога казенная. Сибирским трактом, государевой дорогой ее называть стали. Из Петербурга да из Москвы те дороги шли, а в Дебесах у нас встречались. Всяк, кто в Сибирь или из Сибири ехал, останавливался на Дебесском почтовом стане. Говорили старики, что внук Екатерины Великой Александр I, путешествуя по дорогам своего государства великого, имел ночлег в селе Дебесском, в доме священника Стефана Шубина.

 

Огыр – бугыр Дебес палан

Эксей ачиз пе тань лыктэ

Нош Шубин эксеез пумитаны

Удмуртъесты весь дышетэ

 

·         Хореографическая  отбивка

·         Третья платформа «кандалы, 2 женщины, будка, верстовой столб, солдат, березка»

 

По указанию Александра I, через Дебесы по этапу в Сибирь, шагали, звеня кандалами, ссыльные каторжане. Декабристы здесь шли, великие русские писатели и мыслители ступали на землю Дебесскую – Радищев, Герцен, Достоевский, Салтыков-Щедрин и Чернышевский. Проезжали и проходили через село не только знаменитые, но и десятки тысяч безвестных ныне людей: переселенцы, служивые, арестанты и каторжане.

 

Кандалъессэс, жильыоссэс вырзытыса

Сибыр пала вамыштизы.

Синвуосын пыласькыса

Гурт калыкъес жожомизы.

·         Хореографическая  отбивка

·         Четвертая платформа «стол, красная скатерть, графин, красное знамя, угол избы, карта, скамейка, председатель, секретарь, народ, выступающий»

 

Шли годы, менялись поколения, изменялся и облик села. В начале века 19-ого появилась Дебесская волость уезда Сарапульского Вятской губернии, а после октября 17 года века 20 ого…

 

Бен, вал со кемалась ни, январе

Сюрс укмыс сю дас тямысэти но аре

Горд флаг лопыръяськиз Дебес вадьсын

Советской власть кылдытэмын вал Дебесын

 

Состоявшийся 17 июля 1929 года первый районный съезд советов, в работе которого приняли участие 117 делегатов, единогласно одобрил постановление президиума ВЦИК о проведении районирования и образования Дебесского района.

 

·         Хореографическая  отбивка

·         Пятая платформа «Женщины, мужчина, чемоданы, дети, городская, деревенская одежда, куклы фабричные и тряпичные»

 

22 июня 1941 года мирный труд дебесцев был прерван. В это же лето более 250 литовских детей вместе с учителями и воспитателями прибыли в село наше. Жители всей дебесской округи, и дети и взрослые, гостеприимно встретили эвакуированных. Их обеспечили всем необходимым – одеждой, учебниками, продуктами.

 

Литва нылпиос но дэбес калыкъес

Кизэс кутыса чож мынизы

Война дыре куинь ар чоже

Эшьяськонзэс юнматизы.

 

·         Хореографическая  отбивка

·         Выезжает автобус.

 

Дебесская земля богата и славится талантами. Мы гордимся именами Геннадия Корепанова-Камского, Степана Широбокова, Валерия Сунцова, Светланы Смирновой.  И земля наша не скудеет, растит поколение талантов. Дети наше будущее и им принадлежит наша земля.

Дэбес музъем сяськая но пушье

Шаермы талантэн узырме

Ваньзэ кужемзэ музьемлэсь чеберзэ

Тон басьты будись нылпие.

 
  • Последний куплет «Хоровода»
  •  Построение коридора для прохождения официальных лиц и церемонии награждения передовиков сельского хозяйства.
 
Стихи Дебессы-судьба-дорога-Россия.
 
  •  На заднике – герб и флаг УР.
 
Регламент.
Выступления официальных лиц.
 
В.И. Ситников
А.А. Волков
И.Н. Семенов
С.К. Смирнова
В. Е. Шудегов
 
Эпизоды.
Вокально-Хореграфическая композиция «Шунды Мумы».

(Макеты - копии варнинского могильника и танец луговых цветов)

 
Ведущий (рус.)
Идут люди по дороге поколение за поколением. Люди песни поют, и дела добрые творят  на земле родной под одним и тем же солнцем.

Почитают люди Солнце-Мать и просят ее особого благорасположения: чтоб согревало оно и первые всходы и людям свое тепло дарило.

 
Ведущий (удм.)

Силы каре адямиос шунды мумыэз, куро солэсь байлыксэ, мед шунтоз со жужась юосты, калыклы но шунытсэ тырмыт мед сетоз!

 
  • На заднике возникает Удмуртский коллаж, мозаика.
  • участники массовки выходят на площадку перед сценой, поворачиваются в сторону реки
  • Хоровое исполнение «Закличек к солнцу» (начало фонограммы на «Шунды-мумы» до 1:45, танец начинать с 1:46 !!!):
 
ХОР.
Шунды-мумы, пот, пот
Воек няньме веръято,
Сяська дерем кузьмало
Шунды-мумы, пот, пот,
Пилем-дядяй кош,кош!
 
Солнце, встань, солнце, встань!
Принесу тебе я в дань
Хлебца с маслицем,
Красно платьице.
Солнце-мать, взойди, взойди,
Облако-отец, уйди, уйди!
 
  • На противоположном берегу, за лесом  на глазах зрителей выросло большое солнце. Макет Солнца поднимают 2 подъемных крана, установленные за лесом.
  • Танец.
 
 
 
 
 
 
Обрядовая композиция «Музъем-мумы».

(Игра «Тау карон» и Тольенский обряд с быком)

 
  • На средней сцене -3 часть «Шудкурона».
  • Одновременно с этим на боковые сценические  площадки  выходят женщины, участники коллективов, с многочисленным кушаньем в руках (на подносах).
  • На площадку перед сценой выходят мужчины, участники коллективов, в белых одеждах. Их возглавляет старец Буба.
  • Остальные мужчины выводят на середину площадки белого и 2ух  черных  быков.  
  • Буба оценочно оглядывает быков, приглашает из зрителей еще 2ух человек. Затем ему подают веник и ковш с водой.
  • Буба поливает бычка, ему подносят еще один ковш, затем еще один.
  • Приглашенные зрители, участники обряда, повторяют действия за Бубой.
  • После этого часть мужчин привязывает к рогам и к хвосту длинные веревки и таким образом уводят бычков.
  • В это время Бубе подносят чашку с едой, он трижды ее возносит вверх, произнося следующие слова:
 
Буба.

Туннэ нуналэн вуттыськом верам кылмес маке шедез, сое, шуса; шуныт небыт кияд басьты, Инмаре, Кылдысинэ!

 
Али тау каром, а-мара?
 

Началось оживление. Мужчины шумно разговаривают, решая, кто будет исполнять роль быка в игре.  Наконец, выбирают самого здорового. Зовут ребятню. Те выбегают, размахивая хвостом быка, вручают хвост здоровяку. Ребятишки начинают его дразнить: тпруконь-тпруконь ошпи! Новоявленный бычок, пригибая голову груди и размахивая сзади хвостом, пугает ребятишек, те шумно убегают в разные стороны. В это время остальные мужчины разливают в большие деревянные кружки пиво и кумышку, также начинают подзывать «бычка». Двое мужчин держат на подносе кружку, к которой подходит с мычанием и ревом  «бычок». Подбадривая  бычка, мужчины начинают, громко хохоча реагировать на следующие действия бычка: тот, сильно наклоняясь, поскольку мужчины, предательски издеваясь, сильно опускают поднос с кружкой, пытается без помощи рук выпить содержимое кружки. Мужчины начинают препятствовать этому, подталкивая бычка. Тот, разозлившись, начинает погоню за мужчинами, побивая их хвостом. После этого заявленное повторяется, но на второй раз уже все получается, и все благополучно выпивают кумышку.   

 
Финал.
  • На средней сцене – 1 часть «Шудкурона».
  • Все участники представления выстраивают коридор по направлению к котлам, мужчины отдельно, женщины отдельно.
  • Буба произносит основную часть моления:

Осто инмаре! Покчи мудоре! Зеч капчи сямъессэ мед сетоз инмаре! Шуныт, небыт зорьессэ зорыса мед кельтоз. Вить чиньын пазьгем юмы куатьтон куроен мед потоз! Тыныд сетэмъесмы силы мед луозы.

  • Уходит по коридору.
  • Повторение 4ой части «Шудкурон»
  • В финале композиции дымовой залп. Появление шаров-колосьев.
  • Приглашение к еде. 
     

Можно поехать отдохнуть на Гербер, а можно выбрать нечто менее оригинальное, например, горнолыжные туры - экстрим и острые ощущения гарантированы.



Комментарии

 Имя
 E-mail
Сообщение:

Отправить 

Сообщений еще нет.



Сайт продаетсяX
Чтобы купить этот сайт, укажите свой email и наш менеджер с вами свяжется.